Гении с синдромом Саванта: прошлое, настоящее, будущее

Самый известный аутичный ученый имеющий синдром Саванта – вымышленный, Раймонд Бэббит, изображенный Дастином Хоффманом в фильме 1988 года «Человек дождя».

гении

Его оригинальным прототипом был 57-летним мужчина, который запомнил более 6000 книг. Он обладал энциклопедическими знаниями в области географии, музыки, литературы, истории, спорта, девяти других областей знаний.

Мог назвать все коды США, основные городские почтовые индексы, запоминал карты передней части телефонных книг.  Мог точно рассказать, как добраться из одного города США в другой.

Прекрасно считал в уме, имел довольно продвинутый музыкальный талант. Особый интерес представляет его способность читать чрезвычайно быстро, одновременно сканируя одну страницу левым глазом, другую – правым.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) показала у него отсутствие мозолистого тела вместе с другими значительными повреждениями центральной нервной системы (ЦНС).

память

Сочетание слепоты, умственного недостатка и музыкального гения заметно переоценивается во всех сообщениях о синдроме Саванта. Среди выдающихся случаев –  музыкант «Слепой Том», который путешествовал по всему миру и прославился в 1800-х годах.

Почему столь редкая триада музыкального гения, слепоты и умственных недостатков происходить так закономерно при редком синдроме заслуживает очень тщательного изучения.

Сообщения о женщинах, имеющих синдром саванта, относительно невелико. Selfe (1978) описал случай Надии. Случай вызвал серьезные споры о возможном «компромиссе» специальных способностей для овладения языковыми и социальными навыками.

Трефферт (2006) описал слепого аутичного музыкального ученого. Наряду с музыкальными способностями продемонстрировал очень точные способности пространственного размещения и навыки определения времени, не имея доступа к циферблату или другим инструментам.

 История

Синдром Саванта имеет долгую историю. Первый научный отчет о синдроме саванта появился в немецком журнале психологии Гноти Саутоне в 1783 году. Описывался случай Джедедиа и Бакстона, обладающего необычайной памятью.

Раш (1789), отец американской психиатрии, представил одно из самых ранних сообщений. Описал умственную способность Томаса Фуллера, «который едва ли мог понять что-либо, теоретическое или практическое, более сложное, чем подсчет».

Однако, когда Фуллера спросили, сколько секунд прожил человек, которому было 70 лет, 17 дней и 12 часов, он дал правильный ответ 2 210 500 800 за 90 с, внеся поправки 17 високосных лет.

Однако первое специфическое описание синдрома саванта произошло в Лондоне, 1887 год, когда д-р J. Langdon Down прочел знаменитую лектоманскую лекцию по приглашению Лондонского медицинского общества.

В этой лекции он размышлял о своей 30-летней врачебной практике в госпитале Эрлсвуд и описал «интересный класс случаев, для которых дал термин «ученые идиоты», попавшие под мое наблюдение».

способности мозга

Затем представил 10 случаев лиц со «специальными способностями», которые воспринимаются сейчас, через 121 год, точно так же. Один из пациентов запомнил подъем и падение Римской империи дословно и мог читать его назад или вперед. 

Другие, замечательно рисовали, но «имели сравнительный пробел во всех других умственных способностях». Другие дети проявляли музыкальную способность. Были гениями арифметики или  имели точный навык хронометража. Все вместе взятые, показывали клиническую картину синдрома саванта – специальные навыки + феноменальная память.

Интеллект и диагноз

В 1887 году «идиот» был общепринятый диагноз для лиц с IQ ниже 25, а «ученый» или «знающий человек» получен из французского слова savoir, означающего «знать». Даун соединил слова вместе, придумал термин «идиот», который обозначил состояние на следующее столетие.

Этот термин на самом деле был неправильным, поскольку почти все случаи встречаются у лиц с IQ выше 40.

Для точности термин заменен. Синдром Саванта предпочтительнее «аутичного саванта». Так как только 50 процентов людей имеют аутистическое расстройство. Оставшиеся 50 процентов имеют другие формы поражения или заболевания ЦНС.

Трефферт (1988) представил обновленный обзор. В нем содержались более подробные сведения обо всех случаях. Предложил изменить название состояния на синдром savant.

Описал ли Д-р Даун аутизм?

Доктор Даун наиболее известен тем, что описал синдром Дауна (трисомия 21) и синдром саванта на своей лекции 1887 года. Он сделал еще одно очень проницательное наблюдение, которое назвал «отставанием в развитии».

Сегодня это состояние известно, как аутичное расстройство. Размышляя о своем 30-летнем опыте, разделил умственную отсталость на «врожденные» и «случайные» категории.

Однако упомянул, что дети, у которых не было обычных «физических аспектов» задержки развития, наблюдался третий вид умственной отсталости. Некоторые из этих детей развивались нормально, затем внезапно регрессировали и «теряли выигрышную яркость» и речь. Существовала приостановка «нормального интеллектуального роста».

Дети жили «в собственном мире», говорили «в третьем лице», имели «ритмические и автоматические движения», «теряли отзывчивость ко всем приятелям».

Даун назвал это «задержкой развития» и описал случаи как раннего, так и позднего (регрессивного) аутизма.

То, что выбрал термин «развитие» для этой формы расстройства, интересен, потому что 93 года спустя термин «расстройства развития» впервые был включен в DSM III, для категории, куда включено аутичное расстройство. Тот факт, что регрессивный или поздний аутизм был так точно описан Дауном более ста лет назад, является важным для определения современной эпидемии аутизма и причинах регрессивной формы.

Конечно, именно Каннер (1944) описал то, что называется «ранним инфантильным аутизмом». Каннером отмечено, что эти люди имели особые музыкальные способности, и он был поражен их повышенным объемом памяти.

ЧТО ЗНАЕМ

После нескольких столетий отчетов и наблюдений мы знаем, что:

  • Состояние встречается редко, у каждого из 10 аутичных людей есть определенные умения.

В исследовании Rimland’s (1978), посвященном 5400 детям с аутизмом, родители сообщили о наличии у них специальных способностей. 10% случаев синдрома саванта стали общепринятыми при аутистическом расстройстве. Однако Hermelin оценил этот показатель как «один на 200».

Наличие синдрома саванта не ограничивается аутизмом. В обзоре населения с диагнозом умственной отсталости частота умственных навыков составляла 1: 2000 (0,06%). В более позднем исследовании (583 объекта), установлена ​​частота распространенности 1,4 на 1000. Приблизительно вдвое выше оценки Хилла.

Каковы бы ни были точные цифры, умственная отсталость и другие формы инвалидности при развития более распространены, чем аутичное расстройство.

Разумная оценка заключается в том, что примерно 50 процентов людей с синдромом саванта имеют аутистическое расстройство. Оставшиеся 50 процентов показывают другие формы развития инвалидности, умственной отсталости, травмы, заболевания ЦНС.

Таким образом, не у всех аутичных людей есть синдром ученого, не у всех людей с синдромом саванта присутствует аутизм.

Мужчины больше, чем женщин

Мужчины превосходят женщин примерно 6:1 при синдроме саванта по сравнению с соотношением 4:1 при аутичном расстройстве. Объясняя это открытие, Geschwind & Galaburda (1987) в своей работе по латерализации полушарий головного мозга отмечали, что левое полушарие заканчивает свое развитие позже правого.

Узнать больше  10 гениальных людей с синдромом Саванта

Поэтому, подвержено пренатальным воздействиям, некоторые из которых вредны на протяжении более длительного периода времени.

влияние на мозг

У мужского плода, циркулирующий тестостерон, достигающий очень высоких уровней, может замедлять рост.

Также нарушить работу нейронов более уязвимого левого полушария, с увеличением и сдвигом доминирования в пользу навыков, связанных с правом полушарием.

Предполагалась «патология превосходства» с компенсационным ростом в правом как результат нарушения развития или фактического повреждения левого полушария.

Это открытие учитывается при высоком соотношении мужчин и женщин при других нарушениях, включая аутизм, поскольку дисфункция левого полушария часто наблюдается при аутизме.

Другие состояния, такие как дислексия, замедленная речь, заикание, также имеют преобладание мужского пола при заболеваемости, что является проявлением того же вмешательства на рост левого полушария в предродовой период, описанный выше.

Учитывая все способности репертуара человека, интересно, что умственные обычно сужаются до пяти общих категорий:

  • музыка, чаще всего фортепиано, хотя сообщалось об овладении игрой на нескольких инструментах (целых 22);
  • искусство, обычно рисование, живопись или скульптура;
  •  быстрый счет в уме (необъяснимое умение большинства),
  • математика: способность вычислять простые числа при отсутствии других арифметических способностей;
  • механические или пространственные навыки, в том числе способность измерять расстояния точно без использования инструментов, способность создавать сложные модели или структуры с кропотливой точностью или овладением картографированием и пеленгованием.

Другие навыки

О других навыках сообщалось реже, в том числе:

  • владение множеством иностранных языков (полиглот);
  • необычная сенсорная дискриминация в отношении запаха, прикосновения или зрения, включая синестезию;
  • совершенная оценка времени без использования часов;
  • выдающиеся знания в конкретных областях, таких как нейрофизиология, статистика, навигация.

Rimland’s (1978) выборке из 543 детей со специальными навыками, музыкальные способности встречались наиболее часто. За ними следуют:

  • память,
  • искусство,
  • псевдо-вербальные способности,
  • математика,
  • карты и направления,
  • координация,
  • калькуляция,
  • экстрасенсорное восприятие.
Гиперлексия, которая отличается преждевременностью, а не независимым от возраста уровнем мастерства. Также часто сообщается при аутизме.

Как правило, присутствует один специальный навык, но в некоторых случаях одновременно существует несколько. Rimland & Fein отметили, что частота множественных навыков выше у ученых с аутизмом, чем ученых с другими нарушениями развития. Каким бы ни был особый навык, он всегда ассоциируется с потрясающей памятью.

Некоторые наблюдатели перечисляют память как отдельный особый навык. Однако, огромная память – способность, которую все ученые имеют во всех областях. Это общая, неотъемлемая часть самого синдрома Саванта.

Несколько исследователей показали, что одна только память не может полностью указывать на умственные способности. Например, расчеты и музыкальные навыки. Формальное тестирование эйдетических образов показывает, что явление присутствует у некоторых, но не всех.

При ее наличии память существует как маркер повреждения мозга, чем центральное звено для умственных способностей.

savant

Существует множество умственных способностей

Наиболее распространенными являются навыки:

  • навязчивая озабоченность и запоминание музыкальных, спортивных мелочей; автомобильные номера; карты; исторические факты или неясные предметы, например, звуки пылесоса.

Талантливые ученые – это люди с когнитивно ослабленным характером. У них музыкальные, художественные или другие особые способности более заметны и высоко отточены. Как правило, в области единственного опыта.

Синдром Саванта – термин, предназначенный для необычайно редких людей, у которых особое мастерство необыкновенно выдающееся. У менее 100 известных ученых, живущих во всем мире, встречается очень высокий порог умственных способностей.

Особые навыки всегда сопровождаются колоссальной памятью

Какими бы ни были особые способности, замечательная память соединяет симптомы вместе. Для необычной памяти были применены такие термины, как автоматическая, механическая, конкретная, привычная.

Даун (1887) использовал термин «вербальная адгезия». Кричли (1979) – «память без расчёта». Тредгольд (1914) использовал термин «автоматическая». Барр (1898) охарактеризовал пациента с потрясающей памятью как «преувеличенную форму привычки».

Такая бессознательная память указывает на не осознанную «привычку», а не «семантическую» систему. Были предложены разные нейронные схемы для двух разных типов памяти: кортиколимбическая схема более высокого уровня для семантической памяти и кортико-полосатая схема более низкого уровня для более примитивной, которую иногда называют процедурной или неявной памятью.

При синдроме Саванта характерна очень глубокая, но чрезвычайно узкая память, в пределах сопутствующего специального навыка.

Синдром Саванта может быть врожденным или его можно приобрести

Чаще всего он проявляется в детстве. Накладывается на некоторую основную инвалидность, возникающую при рождении.  «Приобретенные» умственные способности могут появляться, когда ни один из них не присутствовал ранее. Например, у невротипических индивидуумов после черепно-мозговой травмы, болезни в младенчестве, детстве или в пожилом возрасте.

Недавние сообщения о способностях, появившихся у ранее здоровых пожилых людей с лобной деменцией, были особенно интригующими. Перспектива спящего потенциала существующего внутри каждого человека,  активированного травмой ЦНС, имеет далеко идущие последствия.

Важным вопросом является, найдут ли особые навыки у родственников первой линии людей, имеющих савантизм.

Исследования

Два исследования, в одном из которых принимало участие 25 ученых, другое – 51. Показали родственников, имеющих специальные навыки, но не во всех случаях.

Другое исследование 23 людей с синдромом Саванта, был найден только один член семьи со специальными способностями.

Young (1995) путешествовал по нескольким странам. Встречался с 51 ученым, их семьями, совершив самое крупное исследование, проведенное на сегодняшний день. Использовал единый сбор историй и стандартизованное психологическое тестирование.

Сорок один ученый имел диагноз аутизма. Остальная часть – другой тип умственной неполноценности. 12 были оценены как потрясающие ученые, 20 – как талантливые. Остальные 19 имели специальные навыки запоминания.

Ученые этой серии случаев имели следующие общие черты:

  • неврологические нарушения с идиосинкразическими, дивергентными интеллектуальными способностями;
  • языковые и интеллектуальные нарушения, совместимые с аутизмом;
  •  интенсивный интерес и озабоченность конкретными областями знаний;
  • основанные на правилах, жесткие, высоко структурированные навыки. Не имеют критических аспектов креативности и когнитивной гибкости;
  • сохраненная неврологическая способность обрабатывать информацию, относящуюся к конкретным навыкам;
  • хорошо развитая декларативная память;
  • семейная история подобных способностей в некоторых, но не во всех случаях.

Но, даже при отсутствии истории определенного навыка существовала семейная предрасположенность к высоким достижениям, атмосфера поддержки, поощрения со стороны семей, учителей, воспитателей, других лиц.

способности

Симптомы Саванта не исчезают

Случай с Надей, которая потеряла свои особые художественные способности, когда подверглась традиционному обучению, поднял перспективу «ужасного компромисса» для приобретения лучшей речи, общения, повседневных навыков.

Но опыт показал, что такая потеря специальных способностей является скорее исключением, чем правилом синдрома. Вместо этого, при постоянном использовании, способности либо сохраняются на одном уровне, либо увеличиваются.

Когда появилась возможность следить за разворачиванием умственных способностей у некоторых людей на протяжении 30 лет, появился образец прогрессивности умственных способностей у ряда потрясающих ученых, в особенности творческих. .

Например, Лесли Лемке воспроизвел первый фортепианный концерт Чайковского в 14 лет, впервые услышав его как песню в телевизионном фильме. Далее, он перешел к созданию новых песен, которые сочиняет, играет и поет.

Rex Lewis-Clack

Эта схема репликации к импровизации и созданию была продемонстрирована у других музыкантов с синдромом саванта. Известная способность японского музыканта как композитора демонстрирует, что ученые могут быть творческими. Его 40 оригинальных произведений убедительно документируют эту способность.

Узнать больше  4 редких нейропсихологических синдрома

Тот же переход можно увидеть у художников-искусствоведов. Например, Стивен Уилтшир может точно воспроизвести то, что видит. После 45-минутной поездки на вертолете над Римом он за три дня создал безупречно точный рисунок, на пяти холстах.

Точно воспроизвел многие квадратные мили, которые видел. Схема Колизея, наложенная на его рисунок, показывает удивительную точную репликацию.

Стивен также может импровизировать, и создавать картины. У него несколько изданий, посвященных искусству. В Лондоне есть собственная художественная галерея, где представлены его различные стили рисования.

 Ни одна теория не способна объяснить все

После первого описания Дауна синдрома Саванта были выдвинуты многочисленные теории, для объяснения удивительного сочетания способностей и инвалидности у одного и того же человека.

Как они это делают? Механизм появления синдрома врожденного или приобретенного, – это дисфункция мозга с правильной компенсацией. Форма «парадоксальной функциональной компенсации», описанная Капуром (1996).

Бринк (1980) уточнил эту особенность случаем, когда травма левого полушария головного мозга ребенка вызвала умственные способности.

савантизм

Недавняя работа Миллера с лицами, имеющими лобные деменции (УТД), у которых проявились умственные способности, иногда на потрясающем уровне, добавляет стимул исследования возникновения сверхспособностей.

Исследования привели его к выводу, что «потеря функции левой передней доли приводит к появлению необычных художественных или музыкальных навыков.

Анатомический субстрат для синдрома саванта включает потерю функции левой височной доли с усиленной функцией заднего неокортекса.

Другие теории: генетические, когнитивные, нейронные, все еще изучаются.

Диагноз- гений

Смотрите видео

Обучение таланту: успешные образовательные подходы

Филлипс сформулировал спор в 1930 году. Заявил: «лучше устранять недостатки или обучать талант?» Опыт дал ясный ответ – «развить талант»! После того, как это происходит, некоторые из «дефектов» стихают.

Особый талант, становится каналом к ​​нормализации. Используются уникальные навыки для достижения лучшей социализации. Приобретения языка, независимости, без компромиссов, утраты особых способностей, ценных достижений в других областях функционирования.

Особые навыки используются как способ привлечения внимания ученого. Вместо того, чтобы воспринимать способности как легкомысленные, их можно использовать в качестве формы выражения с целью более удобного использования.

Кларк (2001) разработал учебный план по умственным навыкам.Использовал комбинации успешных стратегий, применяемых в области образования одаренных детей (обогащение, ускорение, наставничество).

Обучение аутистов

Обучение аутистов (визуальная поддержка, социальные истории) – попытка направить и применить, часто нефункциональные обсессивно-умственные навыки. Эта специальная учебная программа оказалась весьма успешной при функциональном применении умственных навыков, общем снижении уровня аутистического поведения у многих испытуемых.

Сообщалось об улучшении поведения, социальных навыков, академической самоэффективности, повышении навыков общения.

Donnelly & Altman (1994) отметил, что все большее число «одаренных учеников с аутизмом» включены в одаренные и талантливые классы с неиндуцированными одаренными сверстниками. Сопровождающие элементы – взрослый наставник в области их таланта, индивидуальный консультант, обучение социальным навыкам.

Появляются специализированные школы. Например, Soundscape Center в Суррее, Англия. Работает с 2003 года как единственное специализированное учебное заведение в мире. Занимается развитием потенциала людей с потерей зрения, специальными музыкальными способностями.

Академия Orion в Мораге, Калифорния, США специализируется на предоставлении положительного образовательного опыта для учащихся старших классов с синдромом Аспергера.

Университет Хоуп в Анахайме, Калифорния, по изобразительному искусству для взрослых с нарушениями развития. Его миссия состоит в том, чтобы «обучать таланты и уменьшать инвалидность» с помощью терапии изобразительного искусства. Это живопись, музыка, танец, драма, рассказывание историй.

Д-р Темпл Грандин хорошо известен как международный авторитет в области науки о животных. Хорошо известна своими книгами: «Мышление в картинках», «Перевод с животными». Она аутична. Ее недавняя книга «Развитие талантов: карьера людей с синдромом Аспергера и аутизмом с высоким уровнем функционирования», является прекрасным практическим ресурсом по открытию, воспитанию и «обучению таланта».

Написана для того, чтобы люди в аутическом спектре могли пользоваться важным опытом работы. Были независимыми, экономически самодостаточными. В книге описываются методы, помогающие детям развивать природные таланты с помощью «рисования, письма, построения моделей, программирования» и подобных навыков. Направлено на создание «портфеля» способностей, которые помогут при поиске работы.

Книга помогает людям аутичного спектра, членам их семей, учителям, другим людям лучше понимать и развивать процесс планирования карьеры для особенных лиц со специальными навыками.

Будущие направления

Никакая модель функции мозга, включая память, не будет полной, пока не сможет объяснить и полностью включить редкое, но впечатляющее состояние синдрома-саванта.  Последнее десятилетие, был достигнут значительный прогресс в объяснении этого резкого сочетания способностей и инвалидности. Но остается много вопросов без ответа.

Интерес к этому увлекательному состоянию увеличивается. Особенно с момента открытия умственных навыков у ранее бездомных пожилых людей с УТД.  Выводы имеют далеко идущие последствия для потерянного потенциала у всех нас.

Компьютерная томография (КТ) и МРТ обеспечивают качественные изображения всей архитектуры мозга, поверхности, глубины. Позволяет детально анализировать его структуру.

Исследование мозга

Исследования функций мозга, такие как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), одиночная фотонная эмиссия CT (SPECT), функциональная МРТ, гораздо более информативны относительно синдрома саванта и аутизма. Они предоставляют информацию о работе мозга, а не просто его архитектуру.

Новый метод визуализации, основанный на измерении расхода воды в нейронах, дает графические изображения связи между полушариями головного мозга. Между верхними корковыми и нижними структурами его ствола.

Одним из недостатков научного исследования функциональных изображений, особенно навыков работы при искусстве и музыки – необходимая иммобилизация предмета при визуализации.

Синдром Саванта, как врожденный, так и приобретенный, дает убедительные доказательства замечательной пластичности мозга.

Неврологический нигилизм

До недавнего времени существовало то, что Додж (2007), в своей книге «Мозг, который меняется сам», называет «неврологический нигилизм». Это был пессимистический взгляд на способность ткани нейронов регенерировать и переделывать себя после травмы или заболевания.

Концепция, что одна область мозга способна взять на себя функцию другой поврежденной области – центральная причина объяснения синдрома саванта.

Некоторые утверждают, что появление способностей является феноменом уже существующих, но спящих, а не компенсаторным развитием новых навыков.

В случаях правого полушария против левого, некоторые ссылались на замену как на освобождение «от тирании» левого или доминантного полушария.

Развитие способностей

Синдром саванта более сильный, чем гены, схемы и изумительная сложность мозга. Потенциал человека состоит не только из нейронов и синапсов. Он включает жизненные силы, поощрение, поддержку. Их дает безусловная любовь, вера семьи и друзей, которые заботятся о человеке.

Важность синдрома саванта заключается в неспособности объяснить его. Он ориентир для нашего собственного невежества, феномен идиот-саван существует как вызов нашим способностям.

За последние 15 лет был достигнут больший прогресс в понимании, объяснении синдрома саванта, чем в предыдущие 100 лет. Ученые далеко продвинулись при распутывании тайны этих необыкновенных людей и их замечательных способностей.

Более того, в процессе изучения мы можем больше узнать о себе, исследовать «вызов способностям», раскрыть скрытый потенциал – Человека-дождя, который находится внутри нас всех.

По Darold A. Treffert

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Синдромы по алфавиту
Добавить комментарий

Adblock detector